ИФКиС |
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) |
Направленность: Адаптивное физическое воспитание |
Вступительные испытания: ЕГЭ: русский язык, биология профессиональное испытание – 70 минимальная - 100 максимальная |
Уровень подготовки: бакалавриат |
Форма обучения: очная |
Проходной балл: 64 |
Количество бюджетных мест: 8 |
Количество платных мест: 5 |
Стоимость обучения: рублей в год, для граждан РФ |
Срок обучения: 4 года |
Профессиограмма
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Адаптивное физическое воспитание |
Описание |
Описание профессии |
Бакалавр по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» - включает педагогическую работу с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ведение занятий по адаптивной физической культуре, саморазвитию, а также формирование и коррекцию физических, психических, социальных и духовных характеристик данной группы лиц. Виды деятельности: - Педагогический; - Развивающий; - Профилактический. |
Доминирующие виды деятельности |
Учитель по адаптивной физической культуре, по физической культуре; Инструктор методист по адаптивной физической культуре; Работы с лицами, отнесенными к специальной медицинской группе; В социально-реабилитационные учреждения и центры; В лечебно-профилактические учреждения; В санатории-профилактории; в общественные организации инвалидов (федерации, ассоциации, клубы). |
Область применения профессиональных знаний. |
Бакалавр по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» может работать: - в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (дошкольные и школьные); - в образовательные учреждения общего вида (школы, ДЮСШ, колледжи, вузы) для работы с лицами, отнесенными к специальной медицинской группе; - в учреждения дополнительного образования (спортивные школы, общества, клубы, секции и команды); - в социально-реабилитационные учреждения и центры; - в лечебно-профилактические учреждения; - в санатории-профилактории; - в общественные организации инвалидов (федерации, ассоциации, клубы). |
Профессионально важные качества |
Бакалавр по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» должен иметь следующие профессиональные качества: - общая эрудиция; - широкий культурный кругозор; - педагогическое мастерство; - владеть образовательными технологиями; - организаторские умения и навыки; - научная увлеченность; - коммуникативные навыки; - ответственность; - мобильность и активность. |
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности |
- невнимательность; - неорганизованность; - агрессивность. |
Условия работы. |
- работа в помещении и вне помещения (спортзалы, стадионы); - мобильная (подвижная). |
Перспективы и преимущества профессии на современном рынке труда | Занятия адаптивной физической культуре являются не только эффективным средством физического воспитания молодежи, но и развитие целостной личности. Это направление порождает специалистов, которые всегда являются востребованными на рынке труда. А на фоне популяризации здорового образа жизни они становятся еще ценнее. |
Выпускники бакалавры имеют возможность продолжить обучение в магистратуре |
Перечень изучаемых дисциплин
по направлению 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Адаптивное физическое воспитание
Дисциплина | Краткое описание |
1 курс | |
История (история России, всеобщая история) |
Курс охватывает большой хронологический период, начиная с древнейших времен (первобытнообщинного строя- цивилизации) по настоящее время. На лекциях основное внимание уделяется основным этапам исторического развития России и всемирной истории. На семинарских занятиях изучается и закрепляется как базовый, так и дополнительный материал по избранным темам отечественной и всемирной истории. В курсе использованы лекции, теоретические разработки как российских, так и зарубежных авторов. |
Иностранный язык |
Иностранный язык как средство развития коммуникативной компетентности и становления профессиональной компетентности. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи. Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, деловое письмо, биография. |
Физическая культура и спорт |
- понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; - знание биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте; |
Русский язык и культура речи | Современный русский литературный язык. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный). Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. |
Основы права |
Курс «Основы права» предусматривает изучение - общих вопросов теории государства и права: понятия, признаки и функции государства и права, источники права, понятие и виды правого сознания, правового воспитания и культуры, понятие и виды правомерного поведения и правонарушения, юридической ответственности; - основ конституционного, административного, гражданского, трудового и иных отраслей российского права. При их изучении рекомендуется обращаться к нормативным правовым актам. |
Экономика | Экономика как наука. Экономика как область хозяйственной деятельности. Экономическая система общества. Отношения собственности. Рыночная экономика и особенности ее функционирования. Товарная организация общественного производства. Конкуренция. Закономерности функционирования национальной экономики Спрос, предложение и рыночное равновесие. Теория потребления. Рынок рабочей силы и заработная плата. Фирма, ее издержки и прибыль. Национальная экономика и ее макроэкономические результаты. Денежное обращение и инфляция. Финансовая система. Налоги и государственный бюджет. Государство в экономике. Методы государственного управления экономикой. |
Социальная психология | Повышение общей и психологической культуры, форсирование целостного представления о социально-психологических особенностях |
Введение в сквозные цифровые технологии |
Четвертая промышленная революция. Основные тренды.Конкуренция и развитие в эпоху сингулярности. Характеристики ускоряющегося развития. Визуальное программирование в среде Scratch. Основные компоненты и блоки скретч-программы. Основные приемы программирования.Современное состояние робототехники. Основные понятия в области робототехники и конструирования. Начала программирования роботов. Введение в IoT.Назначение и область применения IoT-технологий (интернет вещей). Основные направления развития нейротехнологий. Основы электрофизиологии человека. Принципы сбора и верификации данных. Компьютерные системы хранения и обработки данных. Введение в методы математической статистики и машинного обучения (искусственный интеллект).Системы распределенного реестра (блокчейн-сервисы).Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальностей. |
Основы проектной деятельности в спорте |
– формирование профессиональных знаний о проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации, нацеленной на преобразование педагогической среды. |
Динамическая анатомия |
Освоение курса динамической анатомии человека обеспечивает необходимый уровень знаний для изучения дисциплин медико-биологического профиля. Спортивно-практические дисциплины на основе морфологических данных решают задачи, связанные с совершенствованием спортивной техники для повышения квалификации и мастерства. |
Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности: |
создания представление о теоретических основах использования базовых видов физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения и как фактора обеспечения здоровья, организационных и нормативных основах соревновательной деятельности, овладеть технологиями планирования и проведения занятий и спортивно-массовых мероприятий для осуществления профессиональной образовательной и рекреационной деятельности. |
Теория и методика обучения гимнастики |
Раздел 1. Основы теории и методики обучения гимнастики. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина. Исторический обзор развития гимнастики. Терминология гимнастики. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике. Основы техники гимнастических упражнений. Основы обучения гимнастическим упражнениям. Физкультурные залы, гимнастические площадки и их оборудования. Научная работа по гимнастике. Раздел 2. Основные средства гимнастики. Строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения. Упражнения гимнастического многоборья. Акробатические упражнения. Упражнения художественной и ритмической гимнастики. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике. Слово педагога в комплексе средств гимнастики. Раздел 3. Формы организации занятий гимнастикой. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе. Прогнозирование способностей гимнастов и методика отбора детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью. Основы спортивной тренировки юных гимнастов. Планирование и учет работы по гимнастике. Организация и проведения соревнований по гимнастике. Методическая подготовка учителя физической культуры, педагога-тренера в области гимнастики. |
Теория и методика обучения спортивных и подвижных игр |
Обучение основам техники и тактики спортивных и подвижных игр; основам организации и проведения соревнований по спортивным и подвижным играм, правила игр. |
Теория и методика обучения лыжному спорту |
-Приемам прикладного плавания, плаванию в одежде, плаванию в экстремальных ситуациях; - Уметь определить причину ошибок в процессе обучения двигательным действиям и развития физических качеств, находить способы их устранения -Оказывать первую помощь травмированному или пострадавшему. |
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту | Курс охватывает практические знания, умения и навыки разделов спортивной подготовки: общую и специальную физическую подготовку; технико-тактическую подготовку; основу теорию и методику спортивной подготовки по национальным видам спорта (мас-рестлинг, якутские прыжки, национальная борьба «хапсагай», северное многоборье, национальное многоборье). |
Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование в избранном виде спорта | «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование в избранном виде спорта» (ПФСС в ИВС), имеет большое значение в обеспечении высокого уровня профессиональной готовности выпускников бакалавров, института физической культуры и спорта, осуществляющих подготовку специалистов физической культуры и спорта. Она непосредственно связана с учебно-тренировочным процессом и совершенствованием студентов как действующих спортсменов и будущих тренеров, специалистов по избранным видам спорта. |
Педагогичексое физкультурно-спортивное совершенствование по адаптивной физической культуре |
«Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование в избранном виде спорта» (ПФСС в ИВС), имеет большое значение в обеспечении высокого уровня профессиональной готовности выпускников бакалавров, института физической культуры и спорта, осуществляющих подготовку специалистов физической культуры и спорта. Она непосредственно связана с учебно-тренировочным процессом и совершенствованием студентов как действующих спортсменов и будущих тренеров, специалистов по избранным видам спорта. |